Символ ОСТ

оформление - PDA | Полная версия сайта

Орден Современной Технократии

Главная » Статьи » общие разделы » культура

Проект ноосфера
Проект ноосфера

 
Кризис человеческого общества в связи с глобализацией совпал с кризисом коммунистического строя в России и в других постсоветских странах. Кризис человеческого общества проявляется также и в духовной сфере. Общество потеряло ориентиры развития, а без развития оно обречено на загнивание и гибель. Приоритет потребительства завел общество в тупик потребления.

Кризисное состояние всякого общества преодолевается благодаря самодеятельности энтузиастов, действующих всегда в интересах развития общества. Общество в своем развитии подошло к такому рубежу, за которым его развитие уже не может быть осуществлено без сознательной деятельности энтузиастов, осознавших значение своего бытия для развития общества и действующих в этом направлении в соответствии с новым знанием.

Разрозненные действия энтузиастов, не осознавших еще своего предназначения, гаснут и теряются в недрах общества. Настало время осознать энтузиастам свое предназначение и объединить свои усилия. Как только начнется процесс осознания энтузиастами своей деятельности как главного условия развития общества, и, следовательно, главного условия существования общества, так энтузиасты неминуемо придут к идее объединения своих усилий. Теоретической основой для объединения энтузиастов должна послужить теория развития. Теория развития в самом отвлеченном, абстрактном виде уже создана. Только познание, использующее теорию развития в качестве метода познания, позволит энтузиастам наметить пути и методы развития общества и развития Живой Природы (в составе биосферы, социосферы и ноосферы).

Познание, приобретая форму официальной науки, полностью подчиняется господствующему мировоззрению и вынуждено поддерживать его и соответствующую социальную структуру, которая подкармливает науку. Поэтому наука в качестве официального познания уходит из сферы познания, перестает быть познанием и превращается в силу, враждебную всякому развитию общества. Энтузиасты, осознавшие себя в качестве энтузиастов, неизбежно создадут новое познание, которое станет неотъемлемой частью человеческой практики. Это новое познание не будет управляться ни рыночными, ни бюрократическими отношениями людей, а будет обслуживать интересы развития трудовых отношений людей, и, следовательно, интересы развития всякого производства. Итак, главное направление деятельности сознательного энтузиазма заключается в развитии трудовых отношений на основе нового познания, принявшего в качестве метода познания теорию развития.

Объединение движения энтузиастов наиболее актуально для России. В России продолжаются всеобщее обнищание, падение уровня жизни, деградация общественной жизни, что находит свое неопровержимое выражение в убыли ее населения. Сохранение существующей общественной ситуации в дальнейшем неминуемо приведет к вырождению людей, необратимой деградации российского общества, демографическому коллапсу и потери Россией ведущего положения в развитии человечества. Только объединенные усилия энтузиастов способны вывести российское общество из тупика развития, остановить скольжение вниз по наклонной плоскости и вывести его на путь развития.

Энтузиасты в России, (как, впрочем, и повсюду) действуют разрозненно, ибо нет еще общей теоретической базы, на которой они могли бы объединиться. Некоторые энтузиасты пытаются найти общий язык на почве решения ограниченных экологических проблем и т.п.

Движение энтузиастов для своего обособления и объединения должно совершить ряд шагов, должно пройти ряд стадий:

-          общественной инициативы,

-           - осознания энтузиазма как необходимого условия развития и существования общества,

-           - усвоения теории развития,

-           - нового познания,

-           - сознательного развития общества,

-           - создания вследствие указанной деятельности мировоззрения развития и союза энтузиастов.

В настоящее время необходима общественная инициатива по созданию условий для объединения энтузиастов. В современных условиях обмен информацией для поиска близких по духу людей наиболее эффективен в рамках Интернета. Поэтому проект «Ноосфера» при поддержке общественности разворачивается именно в Интернете.

Красота спасет мир. Энтузиасты видят красоту в развитии мира. А так как мир без развития невозможен, то энтузиасты спасают мир посредством развития его!

 

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  ЭНТУЗИАЗМА

 

Не о хлебе едином будет жив человек,

Но о всяком глаголе, исходящем из уст Божьих.

 

Добро в человеке перемешано со Злом. Сознательное стремление к Добру было главным условием вступления в божье царство Иисуса Христа. Но затем выяснилось, что Добро и Зло поменялись местами. Вера в разумного бога потерпела крах и наступило время веры в разумное государство диктатуры пролетариата. Ныне эта вера также разрушена. Человеческое общество потеряло ориентиры развития, а без развития оно обречено на гибель. Поэтому наступает время веры в разумное мировоззрение, в лоне которого возможно сознательное стремление людей к Добру, то есть к развитию общества. Следовательно, развитие становится тождественно Добру.

 В условиях идейного вакуума и духовного кризиса, переживаемого человечеством, вновь стал актуальным знаменитый тезис Маркса - философы должны не только объяснить мир, но и изменить его в лучшую сторону.

Распад пролетарского мировоззрения на самом деле есть результат его раздвоения на два мировоззрения. В недрах разлагающегося общества в противовес мировоззрению потребления как реакция на его деградирующее воздействие неизбежно возникает в качестве его противоположности мировоззрение развития, носителями которого являются энтузиасты.

Энтузиасты обладают способностью ради Добра и предотвращения Зла идти против господствующей общественной системы. Дело заключается в осознанном применении этой способности, единственно человеческим применением которой может быть только осознанное развитие общества. Это требует, в свою очередь, развития познания, независимого от господствующей общественной системы. Для познания рациональной перспективы развития общества энтузиасты будут вынуждены обратиться к познанию развивающегося мира.

 Предлагаемая работа теоретически разрабатывает путь к мировоззрению развития. Она состоит из трех разделов. «Теория развития» дает метод, понимаемый мною как предвосхищенная сущность предмета исследования. Теория развития абстрагирована при рассмотрении эволюционного ряда форм движения материи, а также истории их развития, и представляет собой способ взаимодействия противоположностей противоречия. Способ развития изолированного абстрактного противоречия приводит к абстрактной сети противоречий, а от последней совершается скачек к конкретной сети противоречий - теоретической модели развивающегося мира.

«Мировоззрение развития» рассматривает историю человеческого общества как историю производства мировоззрения и смены одного мировоззрения другим: мифологического мировоззрения - религиозным, а последнего - пролетарским. Смена мировоззрений происходила согласованно с развитием движущего противоречия общества - противоречия потребления и производства при условии примата производства. Анализ этого противоречия для коммунистического строя, сконцентрировавшего противоречивость всего общества, позволил прийти к критике социализма, предсказать переход его к коммунизму в рамках коммунистического строя и вскрыть противоречивость коммунизма, которая будет заключаться в эксплуатации энтузиазма потребительством. Мировоззрение развития возникнет как итог обобществления эмоций и устремлений энтузиастов, направленных на развитие общества, в ходе развития трудовых отношений. Энтузиасты должны будут обратиться к познанию, и оно станет для них смыслом жизни.

Наконец, в «Теории абстрактного мышления» критически рассмотрено постижение абстрактным мышлением теории познания, изображенное Гегелем в «Феноменологии духа». В отличие от его системы в качестве примата движущего противоречия познания: чувственное восприятие - абстрактное мышление, выступает чувственное восприятие. История познания должна завершиться синтезом конкретного знания, который возможен только на основе теории развития и который предполагает необходимость мыслить противоречиями. Для достижения этой цели открыты закономерности становления понятий и указан способ выработки понятий нового познания, использующего теорию развития в качестве метода познания. Синтез знания даст теоретическую основу для мировоззрения развития, а консолидация последнего сделает возможным существование новой, мировоззренческой, формы движения материи, предсказанной Владимиром Ивановичем Вернадским и Пьером Тейяром де Шарденом под именем ноосферы. В ноосфере познание будет управлять производством.

В библейском противопоставлении Каина и Авеля отражено раздвоение человеческой деятельности на действие и познание, раздвоение на грубую силу чувств и утонченную силу познающего разума. Как известно из библейского предания, Каин убил Авеля из зависти и за это деяние не понес наказания. Это предание отражает существующий в обществе порядок, при котором разумная личность побеждается неразумным насилием. Общество имеет в своей основе антигуманный принцип – приоритет грубого насилия относительно личности, что находит ныне форму диктата либо рыночных отношений, либо бюрократических отношений. Общество, наконец, должно прийти к пониманию собственной своей ущербности с точки зрения развития человеческой личности и осознать необходимость перехода к свободному развитию человеческой личности в процессе познания. Для осуществления разумного насилия требуется направленное стремление человеческой личности к Добру на основе познания. В ноосфере Авель победит Каина и будет им управлять.

Ключом от будущего владеют энтузиасты !

 
О  НООСФЕРЕ

Призрак витает вокруг земной сферы,

Это призрак ноосферы.

 

Ноосферное движение растет и ширится?

Как заявлено при одном обсуждении, ноосферное движение уже провозглашено. Во всяком случае, ноосферное движение стало широко известным и модным в узких кругах, причем, преимущественно, в России.

По-видимому, ноосферные идеи заполняют идейный и, можно сказать, идеологический вакуум, который возник после распада пролетарского мировоззрения. Возврат к буржуазному мировоззрению для мыслящего человека неприемлем. В самом деле, принцип Адама Смита (выгода одного приводит к всеобщей выгоде) работает только в сфере обмена товаров при неограниченных ресурсах внешней сферы. В качестве внешней сферы служат другие сферы общественной жизни, другие отсталые страны и, наконец, так называемая окружающая среда. В основе указанного принципа лежит примат потребления. Его абсолютизация приводит к обществу потребления. После исчерпания ресурсов внешней сферы человеческое общество ждет коллапс. Таким будет результат глобализации (абсолютизации рыночных отношений в масштабе глобуса) и засилья потребительства, когда все ресурсы будут проданы и куплены. Внешней сферой для человечества тогда станет окружающий Землю холодный космос.

Поэтому человечество вынуждено допускать другой принцип, принцип Маркса, который заключается в сознательном преобразовании общества на основе познания. Познание в силу этого принципа становится движущей силой развития общества. Следовательно, мы переходим к примату познания относительно производства. Для этого необходимо не слепое следование запросам рынка обмена товаров, а глобальная ответственность разумного человека. В русле этого принципа мы приходим к ноосфере В.И. Вернадского.

Ноосфера – это разумное развитие общества на основе познания (понятие «устойчивое развитие» теоретически несостоятельно). Ноосфера – будущая новая форма движения материи, которая возникнет вслед за биологической и социальной формами движения материи и будет взаимодействовать с ними в рамках Живой Природы, являясь их синтезом. Если сущностью биосферы является стихийная добыча информации в форме наследственности, а социосферы – сознательная передача информации в форме культуры, то сущностью ноосферы будет познание.

Мудрый Маркс утверждал, что идеи не появляются раньше возникновения практической потребности в них. Действительно, потребность разумного развития общества ощущается повсеместно и во всех сферах общественной жизни, но, главное, в условиях глобализации быстро сокращается пространство для обратимых процессов, когда любое, весьма незначительное действие может послужить спусковым механизмом для необратимых процессов.

Для России ноосферные идеи необходимы по причине ее нищеты, и они же могут быть поняты и восприняты вследствие достаточно высокого образовательного уровня, оставшегося после советской власти. Ноосферные идеи – единственная надежда для России переломить тенденцию постоянного и все прогрессирующего экономического и технологического отставания от передовых стран, превращения страны в мировую свалку залежалых товаров.

Поэтому ноосферное образование в любой форме чрезвычайно актуально. Но воспитатель должен быть сам воспитан. В качестве всеобщего воспитателя выступает общественная практика. А далее вступает в силу свобода воли, свобода выбора, которую невозможно полностью отобрать. Человек погружен в сеть общественных отношений. Но эта сеть допускает некоторый люфт, некоторую свободу действий в рамках общепринятых правил. Всякий человек имеет свободу выбора между, скажем, рыбалкой, пивной или библиотекой. Требуется правильно воспользоваться предоставленной обществом свободой выбора для развития собственной личности.

Отсюда следует качественный скачек к практике развития общества, практике развития трудовых отношений в трудовых коллективах. Эта практика до сих пор осуществлялась неосознанно энтузиастами. Пришла пора энтузиастам осознать свою решающую роль в развитии общества и стать сознательными энтузиастами. Создание движения энтузиастов и мировоззрения развития будет выдающимся достижением российского общества. Мировоззрение развития представляет собой необходимое и достаточное условие деятельности энтузиастов, в противовес господствующему ныне безраздельно мировоззрению потребления. Теоретической основой мировоззрения развития является теория развития.

 

 
Гуманизм и ноосфера

 

Что такое гуманизм? Это осознание себя человеческой личностью и признание ценности человеческой личности для общества. Главная идея христианства – возлюби ближнего как самого себя – есть исходный пункт гуманизма.

Осознание себя человеческой личностью означает признание себя в качестве общественной личности, признание неотделимости себя от связей с другими людьми. Осознание ценности человеческой личности влечет за собой признание ценности своей личности для других людей и признание ценности других людей для себя.

Осознание себя человеческой личностью в истории этой личности проходит три стадии – Сознание, Самосознание. Разум (по аналогии с «Феноменологией духа» Гегеля). На стадии Сознания человек выделяет себя из окружающего мира, он относится к себе как к биологическому индивиду. На стадии Самосознания он обращается к своему сознанию и перерабатывает его, очеловечивает его, становясь общественной личностью. Но он продолжает еще относиться к себе как  к биологическому индивиду. На стадии Разума он осознает себя общественной личностью, он признает себя неотделимым от общества и берет на себя ответственность за развитие общества. Он достиг высшей стадии гуманизма.

Точно такую же эволюцию гуманизм прошел в истории человечества. После того, как человек осознал себя индивидом, отделенным от общества и обладающим при этом свободой воли, из мифологии возникло религиозное мировоззрение. Гуманизм на первой стадии вплоть до 19 века означал требование накормить голодных. Люди в такой трактовке гуманизма приравнивались к животным, ибо такой гуманизм был нацелен на удовлетворение биологических потребностей людей. В 20 веке гуманизм требует предоставить человеку работу. Такой подход к гуманизму приравнивал людей к рабочей скотине. Но участие в трудовых отношениях неизбежно очеловечивает биологическую природу человека. Итак, на второй стадии гуманизма люди еще не достигли понимания своей социальной сущности, хотя на деле поступают человеческим образом. Признание приоритета трудовых отношений в системе общественных отношений передовых капиталистических стран, социалистических и постсоциалистических стран бесспорно. Религиозное мировоззрение по форме осталось таким же, но, по сути, стало пролетарским. Высокий уровень производительности труда ведущих капиталистических стран определяется именно этим обстоятельством. Пролетарское мировоззрение завоевало мир, хотя мир этого не заметил. Такое положение характерно для второй стадии гуманизма – люди еще не осознают себя человечеством.

В социалистических и постсоциалистических странах пролетарское мировоззрение оказалось (вполне закономерно) под гнетом диктатуры бюрократии. Ныне в этих странах пролетарское мировоззрение выродилось в мировоззрение потребления. Но ведущее положение в общественной жизни при этом остается за потреблением трудовых отношений, что обеспечивает необходимую социализацию потребителей. Потребление трудовых отношений должно постоянно восполняться их производством. Этот процесс происходил до сих пор стихийно, неосознанно и осуществлялся энтузиастами.

В 21 веке гуманизм означает требование предоставить человеку интересную работу, для того, чтобы он смог развивать свою человеческую личность для развития общества, с тем, чтобы человеческая личность и общество в развитии достигли гармонии. Это требование можно осуществить только при условии осознанного, разумного, на основе знания развития общества, только при условии развития трудовых отношений энтузиастами. Это условие есть в то же время условием существования ноосферы в качестве сферы познания. Поэтому переход на третью стадию гуманизма – разумный гуманизм – произойдет под действием ноосферы, которая будет третьей формой Живой Материи, вслед за биосферой и социосферой. Разумная, осознанная деятельность энтузиастов, деятельность на основе знания, полученного в ходе свободного познания, приведет к формированию мировоззрения развития. Это мировоззрение будет необходимым и достаточным условием существования ноосферы.

Итак, гуманизм и разумный, сознательный энтузиазм тождественны. Энтузиасты должны осознать свое предназначение, объединиться идейно и создать действительное движение энтузиастов в глобальном масштабе.

 

 

Пролог к теории развития

 

Мы живем в мире стихий, таких как ветер, дождь, ураган или землетрясение. Человек не управляет стихией, но приспосабливается к ним. Например, невозможно предотвратить дождь или ураган без угрозы нарушить динамическое равновесие атмосферы планеты. Но человек может построить крепкий дом! Точно также обстоит дело и с развитием. Развитие проявляется не только в форме спокойной эволюции, но также и в форме кризисов и в форме революций. Поэтому необходимо знание законов развития для успешного развития человеческого общества и человеческой личности.

Глобализация вынуждает нас посмотреть на наш мир сверху как бы со стороны для того, чтобы выработать самые общие теоретический позиции, столь необходимые для нового миропонимания. Новое видение мира нуждается в новом знании. Поиск нового знания нуждается, в свою очередь, в новом познании, которое будет опираться на новую парадигму. В качестве последней в настоящее время должна выступать теория развития, рассматриваемая в качестве теории познания.

Теория развития требует высокого уровня абстрактного мышления. Тем не менее, ее понятия просты, ибо имеют непосредственную связь с чувственным восприятием нашей повседневной практики. Для восприятия теории развития требуется только четкое логическое мышление. Недопустимо подменять одни понятия другими, чем обычно грешат догматики.

Теория развития не предназначена ни для самодовольных догматиков, ни для самоограниченных эмпириков. Она предназначена для беспокойных людей, которые озабочены проблемами развития своей личности и того общества, в котором живут, для людей, делающих добро, для энтузиастов, для подвижников.

 

КАК В.И.Вернадский понимал ноосферу

 

В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление. 1936-1938 г.г.

http://vernadsky.lib.ru/ 

«Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества.» (11). (Здесь и далее указаны номера разделов цитируемой работы).

В. И. Вернадский включал человеческое общество в состав биосферы!

«Человек и человечество, его царство в биосфере…».

Ноосфера – новое состояние для биосферы, в том числе и для социосферы.

«Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние - в ноосферу.» (13).

«Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Я вернусь ниже, в дальнейшем изложении, к анализу ноосферы. Сейчас же необходимо подчеркнуть неразрывную связь ее создания с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии». (23).

«И как раз в наше время, с начала XX в., наблюдается исключительное явление в ходе научной мысли. Темп его становится совершенно необычным, небывалым в ходе многих столетий. Одиннадцать лет назад я приравнял его к взрыву - взрыву научного творчества. …История научного знания есть история создания в биосфере нового основного геологического фактора - ее организованности, выявившейся стихийно в последние тысячелетия. Она не случайна, закономерна, как закономерен в ходе времени палеонтологический процесс. » (24).

«Взрыв научного творчества происходит и частью, в определенной мере создает переход биосферы в ноосферу. Но, помимо этого, сам человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует, и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений.» (25).

«…биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.» (26).

Итак, по Вернадскому человек и общество – часть биосферы и вместе с нею они противопоставлены ноосфере.  Сущность ноосферы – познание = рост научной мысли. Далее он успокаивает нас:

«Цивилизация "культурного человечества" - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.» (26).

Главным свойством ноосферы автор считает непрерывный нарастающий поток познания. Поэтому ноосфера приравнивается к такому познанию, которое самоЁ себе обеспечивает эту непрерывность восхождения.

«Действие является характерной чертой научной мысли. Научная мысль - научное творчество - научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания. …

Такое научное творчество и научное искание, исходящее из действий, лежащих вне научной, сознательно организованной работы человечества, являются активно-научным проявлением жизни мыслящей человеческой среды данного времени, проявлением ее научной среды. По массе нового в этой форме научной мысли, вносимого в науку, и по его важности в историческом итоге эта часть научно строящегося сравнима, мне кажется, с тем, что вносится в науку сознательно над ней работающим ученым, что вскрывается сознательной организованностью научной работы. Без одновременно существующих научной организации и научной среды эта всегда существующая форма научной работы человечества, стихийно бессознательная, исчезает и забывается в значительной степени как это бывало ... Наука в ходе времени теряет свои достижения и вновь стихийно к ним приходит.» (34).

«А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты - биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу». (36).

Научная мысль, научная работа человечества по Вернадскому – необходимое и достаточное условие образования ноосферы. Возникшая ноосфера будет противостоять биосфере, которая в понимании Вернадского включает также и социосферу. Ноосфера будет управлять такой биосферой.

« Ближайшее будущее, вероятно, многое нам уяснит, но уже сейчас можно утверждать, что основное представление, на котором построена всякая философия, абсолютная непреложность разума и реальная его неизменность не отвечают действительности. Мы столкнулись реально в научной работе с несовершенством и сложностью научного аппарата Homo sapiens. Мы могли бы это предвидеть из эмпирического обобщения, из эволюционного процесса. Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длительной цепи существ, которые имеют прошлое, и, несомненно, будут иметь будущее, которые имели менее совершенный мыслительный аппарат, чем его, будут иметь более совершенный, чем он имеет.

В тех затруднениях понимания реальности, которые мы переживаем, мы имеем дело не с кризисом науки, как думают некоторые, а с медленно и с затруднениями идущим улучшением нашей научной основной методики. Идет огромная в этом направлении работа, раньше небывалая.

Ярким выражением ее является резкое и быстрое изменение нашего представления о времени. Время является для нас не только неотделимым от пространства, [а] как бы другим его выражением. Время заполнено событиями столь же реально, как пространство заполнено материей и энергией. Это две стороны одного явления. Мы изучаем не пространство и время, а пространство-время. Впервые делаем это в науке сознательно.» (52).

Отсюда напрашивается вывод, что познание должно стать познанием не только пространства, но и времени, то есть стать познанием вселенской истории (или универсальной истории), а поскольку движение во времени есть развитие, то познание должно включить в свою «научную основную методику» также и теорию развития.

 

О глобализации:

«Ясно, что создание такого единства есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет.» (58).

Познание должно стать ведущей силой развития:

«Наука не отвечает в своем современном социальном и государственном месте в жизни человечества тому значению, которое она имеет в ней уже сейчас реально. Это сказывается и на положении людей науки в обществе, в котором они живут, и в их влиянии на государственные мероприятия человечества, в их участии в государственной власти, а главным образом, в оценке господствующими группами и сознательными гражданами - "общественным мнением" страны - реальной силы науки и особого значения в жизни ее утверждений и достижений.» (66).

«Сознание основного значения науки для "блага человечества", ее огромной силы и для зла, и для добра, медленно и неуклонно изменяют научную среду.

Уже в утопиях - даже старых утопиях эллинов - у Платона, государственная власть представлялась в руках ученых - мысль, которая ярко проявлялась в большей или меньшей степени в подавляющем числе утопий.» (70).

«Государственная мораль единого государства, хотя бы и социалистического, в ее современной форме, не может удовлетворить критическую свободную мысль современного ученого и его моральное сознание, ибо она не дает для этого нужных форм.

Раз возникшее в ученой среде и неудовлетворенное чувство моральной ответственности за происходящее и убежденность ученых в своих реальных для действия возможностях не могут исчезнуть на исторической арене без попыток своего осуществления.

Эта моральная неудовлетворенность ученого непрерывно растет, с 1914 г. все увеличивается и непрерывно питается событиями мирового окружения. Она связана с глубочайшими проявлениями личности ученого, с основными побуждениями ее к научной работе.

Эти побуждения свободной человеческой, научно осознающей окружающее личности глубже каких бы то ни было форм государственного строя, которые подвергаются критической проверке научной мыслью в наблюдении хода исторических явлений.» (72).

«Только в немногих странах получилась довольно полная, но все-таки неполная возможность свободного научного искания. Наиболее полно она достигнута в странах скандинавских, больших англо-саксонских демократиях (но, например, в Британской империи ее нет в Индии) и во Франции, может быть, Китае.

В нашей стране ее никогда не было, нет и сейчас.

В ряде государств это государственное ограничение свободной научной мысли явно или скрыто принимает характер государственной религии….

Менее явно идеологически проявляется это в фашистских странах - в Германии и в Италии, и в Социалистическом нашем государстве.» (79).

«Проявилось реально то, что в действительности глубоко лежало в основе вековой борьбы с государственной властью за свободу мысли, когда в сущности дела шла борьба за охрану существующего социального и экономического распределения народного богатства, за государственно признанное религиозное понимание жизни и за интересы носителей власти. …

Социально-политическое давление на свободу научного искания не может остановить научную мысль и научное творчество надолго, так как современная социально-политическая государственная жизнь в своих основах все глубже и сильнее захватывается достижениями науки и все более зависит от нее в своей силе.

Такое государственное образование в ноосфере неизбежно непрочно: наука в ней будет, в конце концов, в действительности решающим фактором.

Это неизбежно должно проявиться в государственной структуре. Интересы научного знания должны выступить вперед в текущей государственной политике. Свобода научного искания есть основное условие максимального успеха работы. Она не терпит ограничений. Государство, которое предоставляет ей максимальный размах, ставит минимальные преграды, достигает максимальной силы в ноосфере, наиболее в ней устойчиво. Границы кладутся новой этикой, как мы дальше увидим, с научным прогрессом связанной.

Это является неизбежным, так как оно связано со стихийным природным процессом, неотвратимо грядущим, полного превращения биосферы в ноосферу. По окончании этого превращения, в ноосфере не может быть по существу ее структуры препятствий свободе научного искания.» (80).

«…чувство моральной ответственности за происходящее и убежденность ученых в своих реальных для действия возможностях не могут исчезнуть на исторической арене без попыток своего осуществления.»

«Интересы научного знания должны выступить вперед в текущей государственной политике.»

По-видимому, в конце концов, по мнению автора такая деятельность приведет к возникновению НООСФЕРЫ.

 

Далее (81,82) автор противопоставляет положительному знанию (научной эмпирической базе) философию, понимаемой в объеме чистого абстрактного мышления. Философы в своих абстрактных построениях должны учитывать эту научную эмпирическую базу:

«Пока такая работа не будет сделана философами и не будет выяснено то философски новое, что вносится научным исканием в нашу эпоху взрыва научного творчества, ученый, работающий в этих новых областях знания, вынужден ждать и должен оставлять в стороне в большинстве случаев суждения философов, не охвативших философским анализом необозримое количество по существу новых фактов, явлений и эмпирических обобщений, научных теорий и научных гипотез, непрерывно создаваемых научным творчеством. Для ученого совершенно ясно, что, не проделав указанную работу над новым материалом, философ должен приходить к искаженным выводам.» (82).

Социосфера является частью биосферы перед превращением последней в ноосферу. Биосфера в этом понимании (включающая социосферу и ноосферу) соответствует понятию Живая Природа (102). Последняя превращается в ноосферу. Познание объединяет Живую Природу, создавая тем самым ноосферу.

«Как мы увидим, геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик и ее строение, - Ноосферу….

Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в Ноосферу, геологически охватывает ее разумом.» (97).

ДРУГИМИ СЛОВАМИ - Научная мысль человечества работает только в СОЦИОСФЕРЕ (НО В РАМКАХ БИОСФЕРЫ, ИБО ЧЕЛОВЕК - БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД), и в ходе своего СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАНИЕ в конце концов превращает ее в Ноосферу, геологически охватывает разумом ЖИВУЮ ПРИРОДУ.

noosphere-proj@mail.ru

Источник: http://noosphere-project.on.ufanet.ru/doc/pronoo.htm
Категории: культура | Добавил: mnemonik (09.11.2010)
Просмотров: 2459 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
похожие статьи:


Всего комментариев: 0
avatar
[культура]

Ключевые слова: ноосфера


[ Категории каталога ]
производство [17]
история [7]
космос [6]
культура [9]
атеизм [1]
политика [16]

[ Поиск ]


[ Друзья сайта ]

Мембрана

КосмоБлог


Total online: 1
Guests: 1
Users: 0

Copyright ОСТ © 2024